10.02.2022

В 2022 году празднуется 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

Мощи преподобного Сергия были обретены 5/18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне Радонежском. 18 июля 2022 года исполнится 600 лет со дня этого знакового события в истории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Русской Православной Церкви.

Представляем Вашему вниманию первую статью под общей рубрикой: «Школа преподобного Сергия Радонежского».

День обретения мощей препеподобного Сергия – один из почитаемых дней памяти святого (помимо дня памяти его блаженной кончины, случившейся 25 сентября по ст.ст. или 8 октября по нов.ст. 1392 г.). Это событие случилось 18 июля по нов.ст. (5 июля по ст.ст.) 1422 г. во время восстановления обители после ордынских нашествий начала века и закладки первого каменного Троицкого собора. В следующем, 2022-м, году Церковь будет праздновать 630 лет со дня преставления святого и 600-летнюю годовщину со дня обретения его честных мощей.

Во время жизни преподобного Сергия Радонежского (1320-1392 г.) постепенно изменяются отношения Церкви и государственной власти. С четырнадцатого века начинается «собирание земли Русской» вокруг Москвы. Русская Православная Церковь постепенно освобождалась от политического влияния Константинополя.

Сложное нравственное состояние общества эпохи татаро-монгольского ига с годами усиливалось, но оно не оборвало церковной традиции: на этом темном фоне особенно ярко засияло русское подвижничество.

Связь России с Востоком, с Афоном не была потеряна. На Афоне в 14 веке создаются целые поселения русских молитвенников. Через них приходит в Россию «умозрительная» письменность - творения Василия Великого, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и других светильников Вселенской духовной традиции Церкви.

Но больше всего эта непрерывность открывается в русском монашестве, в истории которого XIV век навсегда останется золотым временем расцвета. В образе Преподобного Сергия воскресает православная святость во всей ее полноте, во всем ее свете. От ухода в пустыню, через физическую аскезу, смирение к последним озарениям Фаворским Светом, к «вкушению» Царства Небесного.

Преподобный Сергий повторяет путь великих свидетелей Православия с первых его веков. Образ преображения человека Духом Святым сделало Преподобного Сергия средоточием русского Православия в непростые годы его истории, проложило множество торных дорог к Троице-Сергиевской Лавре.

Всё подлинное, всё живое в Русской Церкви того времени так или иначе связано с Преподобным Сергием. Он сам ничего не написал. Но о его влиянии, о содержании, воплощенного им учения ничто не свидетельствует с такой убедительностью и силой, как иконы препообного Андрея Рублева. Его «Троица» есть совершеннейшее произведение православного искусства, действительное «умозрение в красках», по словам кн. Трубецкого. В храмостроительстве, в иконе, русский церковный опыт выражает и воплощает себя в те века больше, чем в словесном, богословском творчестве.

Обитель Преподобного Сергия очень скоро становится колыбелью монашества для всей северной России. За полтора века на Руси было создано до 180 обителей, явлено великое множество святых. Монастырь преподобного Сергия становится центром духовного влияния на всё общество, тем полюсом народной жизни, в котором народное сознание нашло на многие столетия утешение, наставление, помощь, а, главное, убеждается в наличии подлинных жизненных ценностей.

Преподобный Сергий становился молитвенником земли Русской, любимым святым русского народа. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати духоносных монахов, которые основали 38 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно пол сотни иноческих общин. В итоге за XIV - XVI века весь север Руси покрылся светоносными маяками малых и больших монашеских обителей.

Преподобный Сергий строит храм во имя Святой Троицы, видя в нем призыв к единству земли Русской, «чтобы постоянным взиранием на него, - по выражению из жития преподобного Сергия, - побеждать страх пред ненавистною раздельностью мира». Он станет центром культурного объединения Руси, в котором найдут себе точку опоры и оправдание многочисленные стороны русской жизни. Отныне Троичное храмоздательство связывается с именем Преподобного Сергия, и не без причины. Троичные храмы имели обычно Сергиевские приделы.

По материалам православных источников

Пресс-служба Вятской епархии

Возврат к списку